«Нужна Мэри Поппинс, а Фрекен Бок мы просим не беспокоиться»

Подбирать команду из отличных специалистов и единомышленников трудно в любой сфере бизнеса. Но если специфика бизнеса такова, что ваши сотрудники работают с детьми, то это вдвойне ответственно. Поговорили с Сергеем Грибакиным, идейным вдохновителем и директором детского и семейного досугового центра «Панда-клуб».

О «Панда-клубе»

• Год создания — 2015-й.
• Штат — 15 человек.
• Сфера деятельности — семейный досуговый центр, детский развивающий клуб.
• Город — Москва.

«Нужна Мэри Поппинс, а Фрекен Бок мы просим не беспокоиться»
Сергей Грибакин, создатель «Панда-клуба»

Первого сотрудника привело сарафанное радио

— Как появился «Панда-клуб»?

— Как семейный бизнес. Я раньше работал в совершенно другой сфере — в продажах товаров премиум-сегмента. Когда появилась возможность открыть свое дело, я стал смотреть, где легче «вход». Плюс я знал эту сферу со стороны потребителя, потому что в свое время много внимания уделял развитию своих детей, к тому моменту уже относительно взрослых.

Честно говоря, мы и затевали-то это дело, скорее, для дочери — она как раз тогда окончила университет, выучила китайский. Первоначальная идея клуба — занятия китайским языком для малышей. Отсюда, кстати, и название — «Панда-клуб».

Я думал, что просто помогаю: искал подходящее помещение, организовал ремонт, занялся ценообразованием, маркетингом. Но в итоге не заметил, как втянулся полностью, а дочь, наоборот, вскоре ушла в декрет и сосредоточилась на семье.

Да и концепция клуба изменилась: сразу стало ясно, что один только китайский язык мало кого интересует, зато есть спрос на разнообразные развивающие занятия, на подготовку к школе и на дружелюбное комфортное место, где можно на несколько часов оставить ребенка.

— Кто стал вашим первым сотрудником?

— Это любопытная история. Первой к нам пришла наша логопед. Она сама нас нашла, мы еще даже вакансий не размещали, только готовились к открытию, в помещении еще не закончился ремонт. Она услышала по сарафанному радио, что открывается детский клуб и пришла: «Здравствуйте, я логопед». Я с ней поговорил, расспросил про опыт, но честно сказал, что у нас еще нет клиентов для нее и неизвестно, когда они появятся. Лена ответила: «Хорошо, значит, я буду расти вместе с вами». И этой фразой абсолютно меня подкупила.

Заявки на занятия с логопедом появились вскоре после открытия клуба. Лена по-прежнему с нами, она прекрасный специалист. Теперь уже о ней сарафанное радио разносит молву — родители целенаправленно ведут детей к ней.

«Нужна Мэри Поппинс, а Фрекен Бок мы просим не беспокоиться»
Елена, логопед «Панда-клуба»

А искать мы начали в первую очередь педагога-воспитателя. Первое время многие функции мы выполняли сами. Дочь занималась с детьми китайским языком, жена — английским (она по одному из образований — педагог), зять вел бухгалтерию и хореографию (у него есть хореографическая подготовка), администраторские вопросы тоже, конечно, были на нас. Но без профессионального воспитателя невозможно.

— Как вы нашли первого воспитателя?

— Разместил вакансию на hh.ru. У меня до этого уже был опыт подбора персонала, хотя и совсем в другой сфере (я набирал менеджеров по продажам в коммерции). Тогда я пробовал искать кадры на разных ресурсах, но в какой-то момент понял, что средний уровень кандидатов на hh.ru выше.

Сначала мы из экономии пригласили только одного воспитателя. Но вскоре задумались: вот заболеет человек, а заменить некем — и что делать? Искать кого-то срочно? Но для маленьких детей внезапный приход незнакомого человека вместо воспитателя, к которому они привыкли, — психологический дискомфорт. Такого быть не должно. И мы разместили вторую вакансию.

— Как вырос штат дальше?

— Сейчас наш коллектив — это два педагога-воспитателя, логопед, педагоги-предметники (по музыкальному развитию, ИЗО, шахматам), администраторы, бухгалтер, уборщицы. В основном все работают давно. Искать замену приходилось, когда кто-то уходил в декрет или переезжал. Мне нравится, что мы не просто коллеги, у нас сложилась компания единомышленников. С удовольствием общаемся друг с другом, даже во время пауз между занятиями говорим о детях, которых воспитываем, обсуждаем, что бы еще улучшить, что бы еще интересного придумать.

— Вы всех нашли через вакансии или кого-то по рекомендациям?

— Кроме логопеда, все откликнулись на вакансии на hh.ru.

Особенности найма педагогов и воспитателей

— У вас есть сезонность по откликам на вакансии?

— Да. Лето — горячий сезон для поиска работы у педагогов, в это время может быть и 150 откликов на вакансию, есть выбор. Если разместить вакансию в разгар учебного года, то откликов меньше, к тому же всегда присутствует беспокойство: если это хороший специалист, то почему он в «высокий» сезон не занят? Конфликтно откуда-то ушел? Словом, задача усложняется.

— Какого специалиста вам найти было труднее всего?

— Очень трудно с хореографами. Но не потому, что откликов нет — они есть. Просто, как оказалось, это особая категория педагогов — они, как правило, не задерживаются надолго ни на одном месте. Это связано с творческими амбициями — мне кажется, каждый хореограф мечтает создать свой коллектив и выступать потом с ним на конкурсах.

— Какую еще специфику стоит учитывать при поиске педагогов?

— Надо понимать, что педагоги-предметники совмещают работу сразу в нескольких местах. И везде свое расписание занятий. Поэтому мало найти прекрасного специалиста — важно еще совпасть с ним в расписании. Так что разговор сразу стоит начинать с вопроса «Какие дни и часы вы готовы посвятить нам?».

А еще многие педагоги привыкают к режиму «отпуск на всё лето». Но у нас нет каникул, клуб летом не закрывается. Это тоже важно сразу оговаривать, конечно.

«Нужна Мэри Поппинс, а Фрекен Бок мы просим не беспокоиться»
Полным составом команда «Панда-клуба» обычно собирается только на «корпоративы», потому что у каждого педагога свое время занятий

Как выбрать педагога-звезду

— Педагогов и воспитателей легко найти?

— Смотря каких. Нам же нужно найти не просто хорошего специалиста, а очень увлеченного и своего по духу, потому что у клуба особая философия, концепция: мы помогаем детям развивать свои таланты и познавать окружающий мир с радостью и удовольствием. Причем довольными должны остаться и дети, и их родители.

Воспитатель не просто развлекает детей как аниматор, его задача — развивать их интеллект и делать это так, чтобы детям было интересно. Естественно, без давления и тем более без повышения голоса. Я считаю, что если ребенок хочет уйти из группы, то виноват в этом педагог — значит, он не смог найти к ребенку ключик. Это вопрос профессионализма.

Плюс нужно понимать, что к нам ходят дети, которых родители в государственные сады не отдают. Они в хорошем смысле «залюбленные», к ним нужен особый подход.

Словом, я ищу звезд, которые удачно встанут в наше созвездие. Звезды для меня — это единомышленники, которые стараются быть максимально полезными детям. Так что даже при множестве откликов вакансию не всегда получается закрыть быстро. И я готов ждать, пока не найду того, кто действительно подходит.

— Если говорить о сухих цифрах, то сколько обычно бывает откликов на вакансию и сколько откликнувшихся вы приглашаете на собеседование?

— Как правило, у вакансии (мы используем обычный «Стандарт») до тысячи просмотров и около сотни откликов. Из них порядка 20–30 человек я приглашаю на собеседование. Если среди них не нашелся тот, кто нужен, возобновляю вакансию еще на месяц.

— Хороший педагог-воспитатель — он какой?

— Он любит детей, увлечен своей профессией, интересуется разными методиками, обладает психологической подготовкой, готов к индивидуальному подходу к детям и в то же время умеет найти подход и к родителям. Поэтому специалиста, который до этого работал только в системе государственных садов и школ, я вряд ли возьму. Ну разве что если он ушел оттуда именно потому, что чувствовал свою недореализованность в рамках той системы и неудовлетворенность тем, как там всё устроено.

Главная задача педагога дошкольников — привить детям интерес и любовь к учебе. Мы не говорим ребятам «идем заниматься», мы говорим — «идем играть». Занятия построены как увлекательные игры.

И еще важно, чтобы человек был инициативный, творческий, легкий на подъем. У нас в клубе постоянно какие-то новые идеи возникают — то праздник необычный организовать, то конкурс придумать, то еще что-то.

— Продолжительность опыта у воспитателя, педагога имеет значение? Может, пусть лучше будет молодым и неопытным, но энергичным, с горящими глазами?

— Есть знаменитая теория: чтобы стать профессионалом в каком-либо деле, нужно отработать в этом деле 10 000 часов. А опыт — это в том числе ошибки и шишки. Поэтому я предпочитаю опытных педагогов начинающим. Нам же люди доверяют самое дорогое — своих детей. Мне нужна уверенность в том, что человек справится, что он свои ошибки и выводы из них уже сделал.

«Нужна Мэри Поппинс, а Фрекен Бок мы просим не беспокоиться»
Полина и Елена, воспитатели «Панда-клуба»

Собеседования: на что обращать внимание

— Прежние места работы и продолжительность опыта кандидата можно увидеть в резюме. А вот что касается отношения к делу, увлеченности — это как понять?

— Только в личной беседе. У меня каждое собеседование длится от 20 минут до двух часов. Причем 20 минут — это если я сразу вижу, что человек не подходит. Просто из уважения к тому, что он потратил время, приехал, нельзя с ним сразу попрощаться.

— Но у вас ведь не было раньше опыта найма именно педагогов — как вы научились определять профессионалов? Как вы строите собеседование?

— Один из первых вопросов — «Что вы знаете о нашем клубе?». Ответ показывает, насколько тщательно человек выбирает себе место работы. Если он увлеченный, ему важно, где работать, он, прежде чем на встречу ехать, обязательно поищет информацию.

Про опыт кандидата я расспрашиваю в контексте, что ему нравилось, а что не нравилось в прежней работе и вообще в работе с детьми, — и человек раскрывается. Всегда интересуюсь, с детьми какого возраста педагог предпочитает работать и почему. Занятия с детьми двух-трех лет — это одна специфика, с детьми четырех-шести лет — другая.

Спрашиваю мнение кандидата о разных методиках — о ментальной арифметике, кубиках Зайцева и так далее (сейчас я уже и сам глубоко в теме). Тут нет правильных и неправильных ответов, мы просто обсуждаем, почему та или иная методика популярна, что в ней хорошего и что плохого. И сразу становится понятно, насколько человек вообще знаком с разными методиками, готов ли учиться новым подходам, как он мыслит.

А еще очень важно, какие вопросы кандидат задает мне. Расспрашивает ли, например, про учебные пособия, с которыми мы работаем, просит ли провести его по клубу, показать помещения. Это признак заинтересованности.

Я и сам много рассказываю о том, как у нас всё организовано и какие у нас задачи. Например, когда искал педагога по музыкальному развитию, я сказал: вот есть условный пятилетний мальчик Серёжа, и мне нужно, чтобы на вопрос мамы, когда она будет забирать его после занятий, «Что у вас сегодня было на музыке?», он ответил бы примерно так: «Мы слушали «Метель» Свиридова. Когда вступили скрипки, мы как будто увидели позёмку».

— Ничего себе задача!

— Согласен — это сверхзадача. Но сверхзадачи — прекрасный фильтр отбора, когда ищешь единомышленника и профессионала, влюбленного в свое дело. Такого сверхзадачи вдохновляют, остальных — отпугивают. Поэтому я спокойно отношусь к тому, что кто-то после собеседования говорит, что ему работа у нас не подходит. Значит, не наш человек, и хорошо, что это стало понятно сразу, а не через месяц-два.

— На что вы еще обращаете внимание?

— На внешний вид и культуру общения, конечно. На воспитателя, педагога смотрят и дети, и родители. Поэтому вредные привычки, вызывающий макияж, избыток парфюмерии исключаются. Длинные ногти — тоже. Мало того что это травматично, это еще и признак того, что поделками с детьми такой воспитатель заниматься не привык. Ну как с длинными ногтями лепить из пластилина? Казалось бы — очевидные вещи, но не все это понимают почему-то.

Еще обращаю внимание, как человек здоровается, улыбается ли. Это не только для педагогов важно, а вообще для всех. Когда мы искали администратора, пришла на интервью Наталья, и я в первую же секунду понял, что это наш человек — с такой светлой улыбкой она вошла.

«Нужна Мэри Поппинс, а Фрекен Бок мы просим не беспокоиться»
Наталья, администратор «Панда-клуба»

А еще ключевое условие для всех сотрудников — близкое проживание. Им должно быть удобно и недалеко ездить до работы. Педагогам, воспитателям, администраторам, чтобы дарить радость, самим важно быть в хорошем настроении. Когда тратишь два часа на дорогу до работы, ты уже приезжаешь усталым, какая уж тут радость.

Текст вакансии: как помогает Мэри Поппинс

— Насколько важен размер зарплаты, чтобы вакансия привлекла профессионала, влюбленного в свое дело?

— Для увлеченного человека приобщенность к общей идее отодвигает вопрос денег на второй план. Поэтому по зарплате достаточно быть просто на рыночном уровне (и у нас зарплаты как раз в рынке). Хорошо работает нематериальная мотивация — увлеченному профессионалу так же важно оказаться в кругу единомышленников, как и нам найти его.

— А как еще в вакансии показать концепцию клуба, чтобы привлечь единомышленников и минимизировать отклики тех, кто совсем не подходит?

— Когда мы ищем воспитателя или педагога по раннему развитию, я в вакансии пишу, что в нашу дружную семью нужна добрая и веселая Мэри Поппинс, а Фрекен Бок мы просим не беспокоиться. И это абсолютно понятный намек в шутливой форме, какого склада человек нам подходит, и что у нас в клубе семейная атмосфера. А еще в вакансии обычно прямо написано, что мы ждем человека инициативного, находящегося в поиске лучших творческих решений.

Плюс на нашей странице работодателя, конечно, есть краткое описание и ссылка на сайт, где можно почитать о концепции клуба подробнее.

Почему иногда стоит пригласить и того, чье резюме не зацепило

— У вас случались ошибки в подборе?

— Была забавная история, когда я чуть не совершил большую ошибку — мог упустить блестящего педагога. Но он, к счастью, оказался настойчивым.

Мы искали преподавателя по шахматам, я просмотрел отклики на вакансию и какое-то резюме отверг (оно мне показалось совершенно неинформативным).

Потом администратору кто-то позвонил, сказал, что собирается подъехать на собеседование. Администратор спросила — вам приходило приглашение? Звонивший ответил — да. И она ему назначила время встречи. А это был тот кандидат, чье резюме меня не зацепило.

Когда он зашел ко мне, первым делом протянул флешку и сказал: «Вот моя учебная программа, посмотрите». Как педагог он оказался просто «огонь». Я иногда захожу на его занятия и не замечаю, как пролетает время — такое удовольствие наблюдать за тем, как он объясняет и как увлечены дети.

Вывод из этой истории простой: личное общение все-таки важнее содержания резюме. Не все хорошие кандидаты, к сожалению, умеют красиво себя подать в резюме.

— А бывали случаи, когда брали хорошего вроде бы специалиста, а потом понимали — ошибка?

— Да, было и такое. И после одного такого случая я тоже сделал важный вывод: больше не нанимать бывших репетиторов, которые привыкли к фрилансу. Даже если это очень хорошие специалисты.

— Почему?

— Если человек работал на себя вчерную (не платил налоги), то в официальном найме у него при такой же загруженности в часах заработок получается меньше. Потому что, когда работодатель платит все обязательные выплаты в бюджет, несет расходы на аренду и другие издержки, он не может обеспечить сотруднику ту же сумму на руки («чистыми»), которая была у репетитора при теневых расчетах с клиентами. А если уже есть привычка к определенному уровню дохода, перестроиться на меньший уровень сложно. Плюс люди привыкают на фрилансе строить свой график самостоятельно. Опять же — потом трудно перестроиться.

На нашу вакансию откликнулась соискательница, которая до этого несколько лет работала только частным репетитором. Я спросил, какая у нее мотивация переходить на трудовой договор, если она при такой же занятости в часах потеряет в деньгах. Она ответила, что устала ходить по чужим квартирам и ради комфортного постоянного кабинета готова смириться со снижением дохода. Но в результате она проработала очень недолго и уволилась.

— Какой совет по подбору персонала вы могли бы дать тем, кто только начинает свой бизнес?

— Если вы почувствовали на собеседовании «что-то не то», не бойтесь отказать. Это ваш бизнес, в конце концов. Работайте с приятными вам людьми. Тогда получится сплоченная и дружная команда.

Мы провели это интервью до того, как угроза распространения коронавируса сильно изменила нашу реальность. Не секрет, что малому и среднему бизнесу, который строится на живых офлайн-посещениях людьми, сейчас особенно трудно. Мы связались с Сергеем Грибакиным, и вот его настрой на текущий момент: «Будем работать до последнего клиента!».

Желаем всем, кто сейчас оказался в сложном положении, выйти из этого испытания с наименьшими потерями! Темная полоса всегда сменяется светлой.

Фотограф: Николай Покровский.